1 Ом IL г. Ростов-на-Дону

ПО для работы с музыкой и звуком: ликбез

Если вам приходилось бывать в крупным звукозаписывающих студиях, вы наверняка видели уходящие вверх стойки с оборудованием, огмроные микшерные пульты, в общем – горы «железа». И еще десять лет назад никто не мог представить, что все эти металлические залежи будут заменены парой CD с софтом… Трудно поверить, но это так. По сути, многие синтезаторы, эффект-процессоры являются теми же компьютерами, но с узким кругом задач. С приходом мощных процессоров появилась возможность «тянуть» алгоритмы этих устройств за счет одного мощного ЦП компьютера.

Данный ликбез посвящен краткому обзору наиболее значимых программ для работы со звуком и музыкой. Условно, профессиональное программное обеспечение можно разделить на следующие категории: звуковые редакторы, секвенсоры, мультитрекеры, инструменты, эффекты.

Звуковые редакторы
С этими программами сталкивалось большинство PC-пользователей. Ведь с каждой Windows поставляется суперпрограмма Windows Recorder… Профессиональные звуковые редакторы позволяют редактировать звукозаписи: записывать, накладывать эффекты, преобразовывать, осуществлять монтаж… Если вам нужно оцифровать и обработать запись с внешнего источника – вам нужно именно это ПО.
Хороший звуковой редактор позволяет комфортно и удобно производить манипуляции по редактированию звука: вырезать, удалять, перемещать куски записей. Также он обязан обладать набором собственных эффектов и преобразователей, и должен уметь конвертировать файлы в различные сжатые и несжатые форматы. Иными словами, аудиоредакторы созданы для работы с готовыми записями.

Sony Sound Forge

Sound Forge является одним из старейших и популярнейший аудиоредакторов на PC. Секрет успеха программы в том, что она наиболее удачна с точки зрения эргономики и удобства работы. Все операции над звуковой волной в Sound Forge производятся интуитивно и легко. Как ни странно, ни один аудиоредактор не дошел в плане usability до стандартов Sound Forge. Еще одной важной «фичей» является полноценная поддержка видеофайлов – т.е. возможность обработки и монтажа звуковой дорожки непосредственно в видеоролике. При этом над аудиоволной появляется область, в которой отрисовываются кадры видеоклипа. Для обработки видеозвука, не требующей многоканальности, Sound Forge также является отличным выбором.
Функционально интерфейс можно разделить на три основных элемента - главное меню, меню "быстрых кнопок", окно редактирования звуковой волны. Дополнительно предусмотрено наличие индикатора уровня, который является "встраиваемым" в интерфейс и может быть расположен слева, сверху, снизу и справа окна редактирования звуковой волны, а также в виде отдельного окна.
Возможности обработки включают себя такие функции, как: Auto Trim/Crop (удаление тишины), Bit-Depth Converter (конвертация на другую разрядность), Channel Converter (различные варианты взаимодействия между каналами, переход от моно к стерео и наоборот), DC Offset, Graphic EQ (графический эквалайзер), Paragraphic EQ (параграфический эквалайзер), Parametric EQ (параметрический эквалайзер), Graphic Fade/Fade In/Fade Out (плавные затухания), Invert/Flip (противофаза), Normalize (нормализация), Pan/Expand (изменения стереопротранства), Resample (переход на другие частоты дискретизации), Smooth/Enhance (энхансер), Pitch Shift (изменение тональности), Time Stretch (убыстрение/замедление) и другие. Таким образом вы сможете произвести любые мыслимые преобразования звука.
Кроме обработки, Sound Forge имеет собственные встроенные эффекты. Не все из них дотягивают по качеству до лучших образчиков современного эффектостроительства, но в целом вполне юзабельны и могут обеспечить требуемый… эффект. Каламбур. Из эффектов: Acoustic Mirror (моделирование акустического пространства), Amplitude Modulation (амплитудная модуляция), Chorus (эффект «хора»), Multi-Tap Delay/Simple Delay (различные эхо), Distortion (искажения), Graphic Dynamics/Multi-Band Dynamics (динамическая обработка), Flange/Wah-Wah (флэнджер/квакушка), Noise/Gate (шумовой фильтр), Reverb (реверберация/эхо), Wave Hammer (компрессор/максимайзер) и другие. Как видите, инструментарий довольно обширный, и с его помощью можно производить самые беспощадные действия над вашей звукозаписью.
Более того, Sound Forge имеет зачаточные средства для синтеза звука. В наличии возможности простого синтеза (звук заданной частоты), DTMF-синтеза (хм… имитация звуков телефонных сигналов – можно ввести номер телефона и получить его звучание в тоновом режиме), FM-синтеза (позволяет получать довольно сложные сигналы). В наличии также спектральный анализатор, который поможет доводить звучание музыкального трека до нужной кондиции.
В целом, Sound Forge – прекрасный инструмент как для начинающих, благодаря своей невероятной интуитивности, так и для профи. Рекомендуем.

Syntrillium Cool Edit / Adobe Audition

Cool Edit – «крутой редактор», еще одна легендарная программа. Компания-разработчик Syntrillium была выкуплена Adobe и новая версия программы вышла под названием Adobe Audition.
Основными преимуществами Cool Edit всегда были сложные и качественные эффекты и обработчики. С точки зрения монтажа и процессинга редактор не представляет ничего нового по сравнению с тем же Sound Forge но, на мой взгляд, реализует это более неуклюже: субъективно работать в Cool Edit не так удобно. Зато некоторые его эффекты заслуживают отдельного упоминания.
Эффект 3D Echo Chamber позволяет рассчитать звучание реального эхо, распространяющегося от источника звука до микрофона в комнате произвольного размера со стенами из любого материала. В меню настроек 3D Echo Chamber можно задать все три пространственных размера комнаты в футах, расположение источника звука относительно стен и пола воображаемого помещения, местонахождение микрофона, громкость звучания источника сигнала, количество отражений звука от стен (до 25000!). Материал каждой из четырех стен помещения, а также материал пола и потолка задается шестью коэффициентами (Damping Factors). В результате расчетов получается очень точная модель распространения звука в помещении, оказывающая впечатляющий эффект при прослушивании обработанного материала через наушники.
Некоторые поклонники Cool Edit считают, что у него самый честный и неискаженный звук из всех редакторов. Здесь мне трудно спорить… Зато нельзя поспорить с удобством уникальной функции редактора: Point Edit. При масштабировании звуковой волны 1:8 на ней появляются специальные точки, потянув за которые вы сможете менять форму аудиоволны вручную. Этот инструмент незаменим там, где нужна точечная работа над звуком: например, можно убрать случайные щелчки, разрывы, перегрузы и т.п.
Таким образом Cool Edit, нынешний Adobe Audition, больше подойдет для задач со сложной обработкой звука, чем собственно для монтажа.

Celemony Melodyne

Этот продукт произвел настоящий фурор в мире аудиоредактирования. Melodyne является достаточно узкоспецилизированным продуктом, настоящее призвание которого – работать с голосом. Melodyne анализирует любой одноголосный аудиотрек и выдает его на экране в виде звуковысотного графика, т.е. распознает тональность на всем протяжении записи – преобразует аудио в ноты! Далее, с этими «нотами» можно делать практически все что захочется – изменять высоту, форманту, дробить вокальные слоги, делать легато и глиссандо от «ноты к ноте», добавлять/убирать вибрацию…
После открытия Melodyne перед пользователем появляется весьма аскетичный пустой экран со строкой меню. Лично меня порадовало то, что в программе отсутствуют всякие мигалки, крутилки, цветные шарики, что больше напоминает новогоднюю елку, чем серьезный рабочий инструмент. Далее, пользователь может загрузить вокальные, гитарные, духовые треки, а также «болванку» (аккомпанирующую аранжировку) для прослушивания результата редакции. Программа при загрузке определяет темп и размер аудиофайла автоматически (можно установить и вручную). Но для более детального анализа файлов программе требуется некоторое время.
Пользователь не только может «тупо» корректировать ноты вокальной партии, но и придавать ей художественную интонационную выразительность. Музыканты, имеющие музыкальное образование или опыт, должны понимать, что строго подгонять ноты к темперированной сетке не даст такого уж хорошего результата. Вокалисты, а также музыканты-инструменталисты, использующие инструменты с нефиксированной настройкой, используют художественное интонирование – и Melodyne позволяет добиваться сходного эффекта собственными средствами.
Иными словами, при записи живых инструментов и голоса Melodyne – вещь незаменимая. Упорно рекомендуем.

Мультитрекеры
Название берет свое начало от слова multitrack, то есть «многодорожечность». В любой современной студии звукозаписи использует идею мультитрекинга – то есть записи инструментов и голосов на разные дорожки для последующего их сведения/микширования. Раньше для этих целей использовались многоканальные рекордеры, сверхдорогие устройства с десятками магнитных катушек, и микшеры для сведения сигнала с разных дорожек в один стерео. Сегодня все эти монструозные приспособления заменяет один PC с программой-мультитрекером.
Кроме очевидных применений вроде записи и сведения целой группы (каждый инструмент записан отдельно на свою дорожку), мультитрекинг нужен для монтажа аудиодорожек для видео, соединения несколько записей в одну и многого другого. Иными словами, мультитрекеры – это основа для серьезной работы со звуком и музыкой.
Отличия ПО от разных производителей – в первую очередь, алгоритмами микширования. Чем серьезнее и продуманнее алгоритм, тем выше качество можно получить на выходе после сведения дорожек.

MAGIX Samplitude

Один из самых известных и качественных мультитрекеров – MAGIX Samplitude. На мой взгляд, использование Samplitude целесообразно в том случае, если вы занимаетесь записью «живых» рок-групп, симфонической музыки и тому подобного — когда есть потребность работы с множеством аудиопотоков, поступающих на различные входы звуковой карты/карт. При построении же сложных аппаратурно-программных конструкций с активной работой по протоколу MIDI, множеством сэмплеров, синтезаторов и т.д. возможностей Samplitude явно не хватит (впрочем, в умелых руках — как знать...), здесь больше подойдет Cubase. Другой аспект применения Samplitude — подготовка звукоряда для видео, поскольку монтажные функции продукта реализованы на высшем уровне.
В целом, задача хорошего мультитрекера – все же предоставить максимум удобства для работы с несколькими аудиодорожками. В плане продуманности Samplitude не имеет себе равных среди мультитрекеров: отлично подобранные цветовые гаммы, быстрый доступ ко всем инструментам и т.п. Но если ваши амбиции лежат не просто в сведении музыки, а в ее создании – вам стоит обратиться к другим программам. Например, к…

Sony ACID Pro

Этот мультитрекер невероятно популярен среди начинающих музыкантов. Его главная «фича» -- удобство работы с готовыми проигрышами (loop’ами). Вы берете несколько фрагментов, добавляете в редактор – он, автоматически определяя темп каждого проигрыша, подгоняет их скорость друг под друга. То есть, загрузив хоть десять записей сделанных в разных скоростях, вы получите складно звучащий трек.
ACID располагает всеми эффектами, которые предусмотрены Sound Forge, поддерживает DirectX-плагины. Возможна также работа с видеорядом в различных форматах.
Основные минусы ACID Pro – невысокое качество сведения, достаточно серьезное искажение звука при его импорте и подгонке под заданный темп. Иными словами, ACID Pro отлично подойдет в качестве инструмента для оттачивания мастерства и получения навыков работы с мультитрекерами, но никак не предназначен для серьезной профессиональной работе. А вот начинающим – сойдет вполне.

Секвенсоры
Секвенсоры – это ПО, объединяющие все музыкальные функции современного PC. Это одновременно и мультитрекеры, и аудиоредакторы, и MIDI-редакторы… Иными словами, для создания аранжировок и записи музыки это ключевые программы. Это не значит, что аудиоредакторы и мультитрекеры вам не понадобятся… В арсенале настоящего профи всегд адолжно быть множество инструментов. Но секвенсор – это святое, основное и главное.

Steinberg Cubase SX

Steinberg Cubase серии SX - это мощная профессиональная программа для создания музыки. Она выгодно отличается от других программ удивительно удобным и интуитивным интерфейсом. Программа, что крайне важно, очень стабильна, быстра, имеет алгоритмы синтеза и обработки звука очень высокого качества – не случайно ее широко используют в студиях звукозаписи всего мира. Единственное требование – наличие специальных ASIO-драйверов у звуковой платы. Сейчас такие драйверы входят в комплект поставки подавляющего большинства звуковых плат для музыкантов – подробнее об этом читайте в статье о звуковых платах в этом же номере. Если вы только начинаете заниматься созданием музыки с помощью компьютера, Cubase станет хорошим выбором для познания основ действительно профессиональной работы. Лично мое мнение -- не стоит тратить время на освоение бестолковых программ «для начинающих» – от них, как правило, остаются чувства полнейшего неудовлетворения и разочарования.
Cubase позволяет создавать многоканальные проекты высокой сложности, состоящие из любого количества аудио и MIDI дорожек. MIDI треки можно записывать как с помощью внешних синтезаторов, так и с помощью виртуальных синтезаторов формата VSTi, которые сегодня мало чем уступают по качеству обычным инструментам. Можно также обрабатывать партии живых инструментов и синтезаторов любыми эффектами, как в реальном времени, так и с пересчетом исходного файла. Помимо встроенной обработки Cubase можно использовать подключаемые модули формата VST, которые, как правило, имеют более качественные алгоритмы.
Что такое же такое VST и VSTi? Аббревиатура расшифровывается как Virtual Studio Technology. Суть заключается в том, что рабочее пространство музыканта состоит из программных аналогов реальных студийных устройств – синтезаторов, эффект-процессоров, модулей и т.п. Они подключаются к секвенсору и существуют отдельно в виде модулей, которые могут использоваться также и в других программах (те же аудиоредакторы). Интерфейс ASIO – созданный компанией Steinberg стандарт, который позволяет работать со звуком без слышимых задержек. Например, при игре на гитаре вы сможете обрабатывать ее звук программными эффектами и слышать из колонок уже обработанный звук без различимых на слух задержек. В этом и состоит революционность технологии, представленной еще в 90-х.
Таким образом, Cubase – это целая студия, к которой вы по мере надобности можете добавлять нужные эффекты, инструменты и т.п. Единственное, что требуется для нормальной работы – звуковая плата с ASIO-драйверами и современный компьютер.
Инструменты/эффекты
Напоследок сделаем небольшой ликбез по программным эффектам и инструментам. Кроме встроенных в различное ПО собственных алгоритмов существуют подключаемые плагины, позволяющие обрабатывать и синтезировать звук в любых программах, поддерживающих интерфейс DirectX или VST.

Steinberg Virtual Guitarist

Этот виртуальный инструмент, спустя почти два года после выхода, до сих пор производит впечатление на незнакомых с возможностями аудиософта людей. Virtual Guitarist, занимающий около 2Гб, позволяет получать гитарные проигрыши в заданной скорости и тональности с помощью дюжины разных гитар, каждая – с несколькими десятками стилей и способов игры. Можно играть боем, перебором, настраивать разные параметры звука, переключаться между разными типами звукоснимателей и т.п. Иными словами, для добавления красивого гитарного проигрыша в вашу композицию не обязательно приглашать гитариста… Можно обойтись виртуальным аналогом. Учитывая уровень оборудования и музыкантов, которые записывали этот VST-инструмент, можно быть уверенным что Virtual Guitarist сыграет как минимум не хуже живого. Хотя особенные изыски в стиле игры он, конечно, не потянет.

Spectrasonics Stylus
Этот популярный VST-инструмент, занимающий 6CD, заточен под создание ударных партий. 3Гб на жестком диске съедает несколько тысяч готовых ударных проигрышей, подобранных под все мыслимые скорости, и отдельных звуков. Под любой проигрыш ударных в Stylus существует отдельная библиотека звуков, из которых этот проигрыш состоит – т.е. вы можете менять ритмические рисунки, создавать собственные… Учитывая особую модность ударных звуков Stylus’а – в основном это хип-хоповые, drum’n’bass/jungle звуки, можно нарулить совершенно несусветный саунд. Опять же, мало кто в нашей стране сумеет сыграть барабанную партию так, как это делают Limp Bizkit или Linkin’ Park…

Yamaha FM7
Этот виртуальный инструмент построен по алгоритмам, по которым был сделан легендарный аналоговый синтезатор Yamaha 70-х годов. Самих синтезаторов во всем мире осталось совсем немного, а вот скачать FM7 вам ничто не может помешать. Здесь все любимые звуки, которые мы слышали у мастодонтов электронной музыки тех лет… Некоторые звучки подозрительно похожи на те, что использовались в советских «научно-фантастических» фильмах про космос. Значит, советские музыканты рисовали загадочные просторы Марса с помощью японских синтезаторов?..

Заключение
Технологии программной обработки и создания музыки за последние пять лет эволюционировали с невероятной скоростью. Многие музыкальные инструменты можно записать, обработать без учасия собственно «живых» музыкантов. Арсенал ПО позволяет проводить на компьютере весь музыкальный процесс: от создания первых нот до записи готового CD.
Остается только сказать, что недавно был представлен виртуальный инструмент, имитирующий пение настоящим мужским или женским вокалом… Программы – поп-звезды? Посмотрим.

(С) Gameland, XAKEP-special

По материалам WWW.MUSICSTUDIO.RU


Назад...

На главную...

Написать нам...



Hosted by uCoz